Оценка экономической эффективности бюджетных проектов

Оценка экономической эффективности бюджетных проектов

  Бюджетный проект – это инвестиционный проект, инвестиции в который поступают из бюджетных фондов различных уровней – от региональных (местных) до общегосударственного бюджета. Такие инвестиции называются государственными и формируются за счет бюджетных поступлений – государственных доходов, займов, налогов. Они являются централизованными источниками финансирования. Впрочем, государственные инвестиции могут осуществляться и за счет иных ассигнований, а бюджетные проекты не обязательно должны рассматривать государство в качестве единственного инвестора.  Увеличить изображение

Бюджетный проект – это инвестиционный проект, инвестиции в который поступают из бюджетных фондов различных уровней – от региональных (местных) до общегосударственного бюджета. Такие инвестиции называются государственными и формируются за счет бюджетных поступлений – государственных доходов, займов, налогов. Они являются централизованными источниками финансирования. Впрочем, государственные инвестиции могут осуществляться и за счет иных ассигнований, а бюджетные проекты не обязательно должны рассматривать государство в качестве единственного инвестора.

Для оценки экономической эффективности бюджетных проектов принято пользоваться специфическим набором параметров – системой бюджетных показателей. Данные показатели, в отличие от коммерческих, в основном и рассматриваемых нами ранее, отражают финансовые последствия осуществления проектов не для их непосредственных участников, а для федерального, регионального и местного бюджетов. Но и здесь они не являются единственными – поскольку бюджетный проект относится к числу инвестиционных, он характеризуется также и коммерческими параметрами, которые дают представление об эффективности проекта для его реализаторов. Моделирование, расчет и анализ данной группы показателей ничем не отличается от методик и алгоритмов, уже хорошо нам известных. Поэтому далее поговорим именно о системе бюджетных показателей.

Бюджетный эффект на t-том этапе реализации проекта определяется по формуле

где Дt и Рt – соответственно, доходы и расходы бюджета на данном этапе.

Интегральный бюджетный эффект вычисляется как

Доходы бюджета складываются из:
- налога на добавленную стоимость, специальных налоговых поступлений, иных налогов с учетом предоставляемых предприятию льгот, а также рентных платежей предприятия в части, имеющей отношение к реализации инвестиционного проекта;
- роста или падения доли налоговых поступлений от сторонних предприятий, вызванного изменением их финансового состояния из-за реализации проекта;
- поступлений в виде таможенных пошлин и акцизов по продукции, производимой в результате осуществления проекта;
- эмиссионного дохода от ценных бумаг, выпускаемых под реализацию проекта;
- дивидендов по акциям и другим ценным бумагам, принадлежащим региону и/или государству, которые были выпущены с целью финансирования проекта;
- подоходного налога с заработной платы работников, занятых осуществлением проекта, а также начислений за проведение предусмотренных проектом работ;
- поступлений во внебюджетные фонды (социальное и медицинское страхование, пенсионный фонд) в виде обязательных отчислений из фонда заработной платы по проекту;
- платы за пользование земельными участками, арендованными для реализации проекта, водой, недрами и другими природными ресурсами;
- оплаты лицензий на право выполнения геологоразведочных и других земельных работ, предусмотренных в ходе осуществления проекта;
- поступлений от проведения тендеров и конкурсов на проектирование, строительство и эксплуатацию объектов, возводимых в ходе выполнения проекта;
- погашения выделенных за счет бюджетных средств льготных кредитов на финансирование проекта;
- возможных штрафов и других санкций за нерациональное использование природных, топливно-энергетических и материальных ресурсов в ходе выполнения проекта.

Расходы бюджета состоят из:
- средств, выделяемых на прямое бюджетное финансирование проекта;
- кредитов региональных банков, которые выдаются отдельным участникам проекта в качестве заемных средств и подлежат компенсации за счет бюджета;
- прямых бюджетных ассигнований на надбавки к рыночным ценам за топливо и энергоносители;
- выплат социальных пособий лицам, которые лишатся работы из-за реализации проекта;
- выплат по государственным ценным бумагам;
- государственных и региональных гарантий инвестиционных рисков участникам проекта;
- средств, выделяемых из бюджета для компенсации ущерба, связанного с реализацией проекта, например, последствий возможных чрезвычайных ситуаций.

На основе рассчитанных годовых бюджетных эффектов могут также оцениваться дополнительные (частные) показатели бюджетной эффективности по отдельным статьям расходов:

Эффективность и целесообразность бюджетного проекта для внедрения оценивается по известным показателям рациональности инвестиционного проекта. Так, внутренняя норма бюджетной эффективности, рассчитываемая по стандартной формуле, должна быть больше принятой нормативной величины. Рассчитывается также срок окупаемости бюджетных затрат:

где Кt – инвестиции из бюджета на t-том этапе.

Завершая обоснование бюджетной эффективности инвестиционного проекта, следует установить степень финансового участия региона или государства в реализации данного проекта. Она определяется по формуле

Для построения модели для сравнения и выбора оптимального варианта проекта для бюджетного финансирования перечисленных показателей оказывается достаточно. При доказательстве экономической эффективности бюджетного проекта обосновываются размеры и форма государственных вложений в него. Интегральный экономический эффект от внедрения проекта может быть рассчитан как для отдельного региона, где реализуется идея, так и для страны в целом.

Автор: к.э.н. Ерошенкова Анна Рустэмовна (Короленко)


      Что делать дальше:

НОВОСТИ ЭАЦ РАН:


НАШИ ЭКСПЕРТЫ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ:


КОНТАКТЫ:

Москва, ст.м.Юго-Западная, Румянцево, 608.
тел. 8(495)741-84-79
e-mail. eac-ras@mail.ru

_____________________________
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru