Примеры расчета экономической эффективности: бытовой уровень

Примеры расчета экономической эффективности: бытовой уровень

  До сих пор мы, в основном, говорили о расчете и оценке экономической эффективности на уровне предприятия или инвестиционного проекта в бизнесе, несколько меньше – на уровне макроэкономики, то есть уровне отраслей народного хозяйства или экономики всего государства. Однако понятие и инструментарий экономической эффективности ничуть не менее удобно использовать и на третьем, наименее глобальном уровне – уровне человека как индивида и потребителя.  Увеличить изображение

До сих пор мы, в основном, говорили о расчете и оценке экономической эффективности на уровне предприятия или инвестиционного проекта в бизнесе, несколько меньше – на уровне макроэкономики, то есть уровне отраслей народного хозяйства или экономики всего государства. Однако понятие и инструментарий экономической эффективности ничуть не менее удобно использовать и на третьем, наименее глобальном уровне – уровне человека как индивида и потребителя.

Действительно, выбирая тот или иной товар из ряда наличествующих в продаже экземпляров, мы, в конце концов, отдаем предпочтение тому или иному производителю, марке, модели. При этом мы обычно руководствуемся чисто субъективными, или, по крайней мере, качественными критериями – престижностью, популярностью, наличием громкой рекламы или позитивных отзывов друзей, уровнем и репутацией выпускающей компании. Но верен ли наш выбор с точки зрения экономической эффективности? Эффективно ли мы вложили деньги в товар? В какой мере он удовлетворяет нашим потребностям?

Ответ на эти вопросы может дать условный количественный показатель, который будет определять стоимость некоей «единицы удобства» товара для каждого конкретного потребителя. То есть речь идет именно о сравнительной экономической эффективности разных вариантов вложения денег (например, если сравнивать экономическую эффективность покупки машины или ремонта квартиры). Нам необходимо построить модель, которая учитывала бы набор специфических потребительских качеств конкретного продукта. Эту модель удобнее всего оформить в виде таблицы, в строках которой мы будем перечислять интересующие нас качества, а в столбцах поместим несколько наиболее интересных для нас разновидностей данного продукта. Итог анализа качеств даст нам по каждому столбцу показатель экономической эффективности – стоимость относительной единицы полезности товара по всему комплексу качеств. Наиболее эффективным будет тот экземпляр, для которого эта стоимость окажется наименьшей. То есть, при наименьших затратах мы получаем максимальный эффект, как и в общем случае выбора оптимального варианта проекта по его экономической эффективности.

Здесь, как и в других областях применения метода, следует понимать, что относительный показатель не является единственным критерием выбора. Имеет значение и числитель, и знаменатель нашей «относительной стоимости удобства». То есть, товар должен обладать желаемым набором удобств и при этом вписываться в заданные нами рамки по стоимости (в наши финансовые возможности). Вместе с тем, данный анализ экономической эффективности на бытовом уровне очень действенен.

Итак, вместо того, чтобы выбирать товар наобум, вооружимся ноутбуком или компьютером и составим в Excel описанную таблицу. Ниже приведены примеры, которые пояснят сказанное выше и помогут составить таблицы для выбора конкретных видов товаров.

1. Экономическая эффективность покупки автомобиля

Чем сложнее товар, тем больше критериев можно ввести для оценки его экономической эффективности. Сказанное в полной мере относится к легковому автомобилю – продукту дорогому, изобилующему узлами и механическими, и электронными, обладающему большим количеством эксплуатационных характеристик разного уровня. Для выбора лучшей из нескольких, отобранных заранее моделей автомобилей можно воспользоваться различными финансовыми моделями:
- по набору мощностных, скоростных и ходовых характеристик;
- по нормам расхода бензина, показателям надежности (частоте отказов узлов), периодичности технических обслуживаний;
- по комплексу удобств для пользователя.

Первые две модели оценки экономической эффективности будут оперировать конкретными цифрами, которые можно соотнести со стоимостью автомобиля (числовые статистические данные, которые известны). Максимальная развиваемая скорость, мощность и момент на валу двигателя, время разгона, массогабаритные характеристики – входные показатели первой из моделей. Данные параметры можно брать непосредственно из технического паспорта авто. Затем их следует сравнивать по относительным величинам. Критерии сравнения на бытовом уровне могут быть достаточно субъективными, ведь мы выбираем товар для собственного пользования.

Один из алгоритмов расчета может выглядеть так. Для каждого из отобранных показателей определяем его важность для себя в процентном соотношении. Скажем, если выбраны только скорость, мощность и время разгона, мы вольны определить, что главным в нашем выборе будет, допустим, максимальная развиваемая скорость – пусть доля этого показателя составит 60% «важности» нашего выбора. Далее, примем долю мощности двигателя в 30% и паспортного времени разгона до заданной скорости – 10%. Теперь просуммируем численные значения характеристик, умножив их на процентную долю «важности»: скорость · 0,6 + мощность · 0,3 + время · 0,1. Так мы сводим несколько показателей в одну условную характеристику полезности автомобиля с нашей точки зрения. Далее делим стоимость каждой марки авто на рассчитанную полезность и получаем относительную стоимость этой полезности. Наименьшая относительная стоимость определит наиболее эффективный с экономической точки зрения вариант.

Вторая модель задается не только паспортными характеристиками (нормой расхода бензина), но и данными экспертного анализа, которые можно найти на специализированных ресурсах автолюбителей или в периодических изданиях (результатами тест-драйвов, частотой отказов узлов). Однако, с математической точки зрения, дальнейший анализ экономической эффективности ничем не отличается от приведенного только что алгоритма.

Наконец, третья модель составляется исключительно из субъективных оценок. Продумываем, какие удобства машины для нас интересны: размеры кузова и багажника, наличие автоматических приводов открывания окон и багажника, электропривода и обогрева руля, круиз-контроля, маневренность, расходы времени на ремонты и ТО, удобство управления, удобство для пассажиров, взаимозаменяемость и дефицитность запчастей… Таких удобств можно перечислить добрую сотню, это зависит лично от предпочтений, запросов и фантазии каждого. Сюда можно включить также относительную стоимость страховки, налогов, ремкомплектов.

Далее каждому показателю дается оценка, которая, по сути своей, сходна с экспертными оценками, принятыми и в «серьезных» экономических моделях для анализа качественных показателей. Оценка может даваться по какой угодно шкале. Например, от «+5» – очень нравится – до «–5» – никуда не годится. Суммированием всех оценок по каждому авто получаем число его удобств. Делением стоимости машины на число удобств получаем относительную стоимость единицы удобства. Выбираем оптимальный вариант по минимуму относительной стоимости. Получили простейшую модель оценки экономической эффективности приобретения автомобиля.

Разумеется, данные три модели оценки экономической эффективности можно применять совместно и делать выбор в пользу того варианта, который дает наилучшее сочетание минимальных показателей. Это лишь сделает наш анализ более точным.

Автор: к.э.н. Ерошенкова Анна Рустэмовна (Короленко)


      Что делать дальше:

НОВОСТИ ЭАЦ РАН:


НАШИ ЭКСПЕРТЫ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ:


КОНТАКТЫ:

Москва, ст.м.Юго-Западная, Румянцево, 608.
тел. 8(495)741-84-79
e-mail. eac-ras@mail.ru

_____________________________
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru